Портфолио как средство оценки и профессионального развития участников образовательного процесса
Неожиданно в лексиконе наших учеников и школ появилось новое слово «портфолио», которое пришло к нам из бизнеса, из опыта зарубежных школ. Профессиональный или учебный портфолио чаще всего составляет человек, стремящийся к более эффективной самореализации и новым достижениям. Что же такое портфолио и как оно может, повлиять на рост профессиональной компетентности участников образовательного процесса и на развитие белорусской школы в целом?
Портфолио (от англ, portfolio – портфель, папка для важных дел или документов): собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форма целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; технология саморазвития и самосовершенствования; средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования; средство самопрезентации и карьерного роста; иллюстрация усилий, достижений в управленческой и методической деятельности; « средство мониторинга и оценки индивидуального прогресса.
Виды и состав портфолио.
Портфолио может быть представлено в текстовом или электронном варианте. Различают портфолио комплексные и простые.
Простые портфолио могут быть трех видов:
- Портфолио документов как витрина достижений. Это прежде всего: лицензии; сертификаты; дипломы; и т.д.
- Портфолио отзывов (оценок): рецензии; характеристики; благодарности и т.д.
- Портфолио процесса как набор (коллекция) материалов и творческих работ, демонстрирующих возможности, усилия и прогресс в развитии и достижении конкретной цели: авторские разработки; управленческие концепции и технологии; авторские планы, схемы и проекты; методические рекомендации и т.д.
Комплексный портфолио состоит из 2-3 разделов: набор документов; набор отзывов; набор (коллекция) авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Материалы и документы в портфолио отбираются автором самостоятельно и постоянно, по мере их накопления, периодически систематизируются и анализируются.
Период накопления документов и материалов произвольный, чаще всего 1-2 учебных года.
Варианты представления документов и оформления портфолио не регламентируются.
При оценке портфолио главное - самооценка.
Конкретная модель портфолио в процессе его ведения может быть усовершенствована и модифицирована.
Дальнейшее и постоянное осмысление опыта ведения портфолио и использования его возможностей поможет найти более оптимальные варианты и модели.
Рефлексивные записки в чередовании с документами и материалами делают портфолио мощным средством развития деятельности и профессиональной культуры его авторов.
Структура портфолио
- Титульный лист. 2. Творческая визитка автора. 3. Краткая трудовая биография (где и как учился, где и кем работал), форма и результаты повышения квалификации. 4. Педагогическое кредо. 5. Тема и цель ведения портфолио. 6. Основные задачи индивидуальной профессиональной деятельности (профессионального развития) на предстоящий (конкретный) период, 7. Документы и материалы из опыта работы (авторские) по теме портфолио в соответствии с его видом и назначением. 8. Рефлексивные записки.
Если в портфолио акцент делается на достижениях коллектива, фиксируются основные задачи рабочей группы и ее лидера.
Ошибки, связанные со сбором материалов портфолио
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.
Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.
Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.
Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.
Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества школьного образования.
- Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
- Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
- Повышение профессионального уровня учителей.
- Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Заключение
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного учатия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
Структура портфолио учителя
Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Портфолио учителя оформляется в папкенакопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения.
В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.
Первый раздел «Общие сведения об учителе»
- Ф.И.О., год рождения учителя.
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
- Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
- Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
- Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
- Копии дипломов различных конкурсов.
- Другие документы по усмотрению учителя.
Второй раздел «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за год)
- Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.
- Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.
- Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Наличие среди учеников медалистов.
- Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Третий раздел «Научно методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
- образовательные программы и описания комплектов учебно методической литературы с обоснованием их выбора;
- описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
- средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- описания способов использования информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
- отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом, городском);
- информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Четвертый раздел «Обобщение опыта»
- Участие в методических и предметных неделях.
- Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
- Проведение научно-исследовательских работ.
- Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
- Публикации учителя.
- Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
- Материалы диссертации (при наличии).
Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел должен содержать следующие документы:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
- другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.
Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»
Раздел должен содержать следующие материалы:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д,;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
- информацию о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- другие документы.
Седьмой раздел «Учебно-материальная база»
- Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.).
- Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
- Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
- Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п..
- Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.