Многие из нас, когда испытывают стресс или тревогу, говорят, что нужно «взять себя в руки». Почему мы так говорим? Какие чувства и ощущения в теле мы испытываем?
Приступы тревожности и страха могут случиться в любое время. Они влияют как на физиологическое, так и на психологическое состояние человека. Симптомы тревожности могут мешать ребенку сидеть на месте, слушать и учиться. Окружающим может казаться, что симптомы появились «ни с того, ни с сего», однако в реальности это может быть проявлениями тревожности, которую ребенок чувствует уже давно.
Необходимо помнить, что детям с аутизмом может быть очень трудно передать ощущения, связанные с тревожностью, с помощью слов. Им трудно выразить эмоции и чувства словами. Тем не менее, согласно Тэмпл Грандин: «Основная эмоция при аутизме — это страх».
Что может вызвать тревожность при аутизме?
Неструктурированное время.
Периоды времени, которые не имеют конкретных правил и не посвящены определенному занятию, не связаны рамками или границами, могут вызывать очень большие проблемы (ожидание автобуса; обеденный перерыв; свободная деятельность и т.д.)
Сенсорные проблемы
Могут возникнуть практически в любое время и в любом месте Общие мероприятия, открытое пространство, громкие звуки или шум и т.д.). Независимо от того, испытывает ребенок тревожность или нет, проблемы сенсорной интеграции подрывают способность человека контролировать себя.
Социальные ситуации
Даже простое ожидание социального мероприятия может усилить тревожность (незапланированные социальные контакты, изменения привычного распорядка дня, необходимость инициировать разговор с другим человеком).
Домашние требования
Каждый день в учреждении образования ребенок старается сохранять контроль над собой, слушать и выполнять необходимые действия, потом он приходит домой и сталкиваться с новыми требованиями, что может усилить тревожность и нервное возбуждение.
Многие, казалось бы, безобидные и безопасные ситуации, которые встречаются каждый день, могут восприниматься ребенком с аутистическими нарушениями как угроза.
Как помочь ребенку с аутистическими нарушениями справиться со страхами и тревожностью?
- Создание безопасной среды
Убедитесь, что ребенку предоставлена стабильная и предсказуемая обстановка. Это поможет снизить тревожность.
- Распорядок дня
Разработка четкого расписания помогает ребенку понимать, чего ожидать, что снижает уровень стресса. Используйте визуальные подсказки и карточки для объяснения различных ситуаций. Это поможет ребенку лучше понимать окружающий мир.
- Техники релаксации
Научите ребенка простым методам релаксации, таким как глубокое дыхание или визуализация спокойных мест. Повторение короткой успокаивающей фразы помогает многим детям с аутизмом столкнуться с пугающей ситуацией. Например, если ребенок преодолевает страх перед птицами, то это может быть фраза: «Птички наши друзья». Если же ребенок боится шума самолетов, то это может быть: «Самолеты классные».
Некоторые минимально вербальные дети могут повторить короткую фразу за взрослым. Некоторые будут повторять одну и ту же фразу или фразы снова и снова. Если у ребенка совсем нет устной речи, что фразу повторяет член семьи. Для некоторых детей очень важно слышать фразу, чтобы успокоиться.
- Игровая терапия
Игра может быть отличным способом помочь ребенку выразить свои эмоции и переживания, что способствует снижению тревожности.
- Профессиональная поддержка
Обратитесь к специалистам (психологам, терапевтам), которые имеют опыт работы с детьми с аутизмом для разработки индивидуального подхода
6.Общение с другими детьми
Создавайте возможности для социализации в безопасной среде, где ребенок может чувствовать себя комфортно.
- Позитивное подкрепление
Поддерживайте и хвалите ребенка за малейшие успехи в преодолении тревожных ситуаций.
Помните, что каждый ребенок уникален, и подход должен быть индивидуальным. Поддержка и понимание со стороны взрослых помогут детям с аутизмом справляться с повышенной тревожностью, создавая условия для их развития и счастья.
- Помогайте ребенку контактировать с ситуацией очень постепенно, медленно и безопасно
После проигрывания сценария с участием пугающей ситуации, животного или предмета, ребенок может быть готов к тому, чтобы просматривать видео с этой ситуацией. Для начала стоит проигрывать видео с выключенным звуком.
Это самый важный шаг в уменьшении симптомов тревожности. Очень важно помнить: ребенок должен сталкиваться с пугающей ситуацией очень постепенно, и при этом он должен получать утешение и поддержку.
Ни в коем случае нельзя забывать про постепенность. В течение первой недели ребенок может смотреть одно очень короткое видео без звука каждый день. На этой стадии очень важно хвалить ребенка и/или награждать его каждый раз, когда он просматривает видео. Наградой может быть любимое лакомство ребенка или любимое занятие.
Следующим шагом может быть просмотр видео с включенным, но очень тихим звуком, не забывая при этом об успокаивающей фразе.