РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования

 

Результаты реализации инновационного проекта

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования»

Сроки реализации: 2019-2022

Адрес опыта: Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г.Солигорска имени Героя Советского Союза В.И.Козлова»

Ф.И.О. руководителя учреждения образования: Колесникова Ольга Леонидовна

 

Характеристики опыта Описание характеристик опыта
1. Автор опыта Волкова Елена Ивановна, заместитель директора по учебной работе
2. Актуальность опыта реализации проекта

Проблема формирования и развития метапредметных компетенций учащихся

Актуальность темы проекта обусловлена необходимостью разрешения противоречия между недостаточным уровнем владения учащимися метапредметными компетенциями, медиаинформационной грамотностью и активным развитием медиасферы во всех областях развития общества, недостаточным уровнем развития системы школьных изданий и запросом на них учащихся и законным представителей.

 

Перед началом реализации инновационного проекта перед учреждением образования встал ряд противоречий:

- в условиях перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной основной целью образовательного процесса продолжает оставаться уровень знаний по учебным предметам;

- в рамках организации образовательного процесса по учебным предметам не всегда есть возможность создать необходимые условия для формирования метапредметных компетенций учащихся;

- учащиеся в недостаточной степени владеют метапредметными компетенциями, информационной грамотностью, медиаграмотностью;

- законные представители учащихся в первую очередь нацелены на формирование высокого уровня знаний учащихся, ими не всегда осознается значение метапредметных компетенций для жизни в постоянно изменяющихся условиях;

- существующая в учреждении образования система школьных изданий недостаточно развита, практически не востребована у учащихся, выполняет исключительно информационную функцию, при этом издательская работа в учреждении образования зачастую осуществляется стихийно;

- существует проблема недостаточной учебно-методической поддержки медиаизданий учреждения образования.

Руководство школы решило: необходимо так организовать деятельность школьных медиаизданий, создать такую систему работы, которая позволит учащемуся уже на ранних этапах сформировать комплекс необходимых метапредметных компетенций и личностных качеств и в дальнейшем развивать их, сделать эту систему оптимальной как для учащихся, так и для их законных представителей и педагогов.

Участие учащихся I и II ступеней общего среднего образования в творческой проектной деятельности, связанной с организацией и функционированием медиацентра учреждения образования, будет способствовать формированию у них метапредметных компетенций, повышению уровня информационной и медиаграмотности, создаст условия для профессионального самоопределения.
3.

Идея проекта

В качестве концептуальной основы формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования лежит идея организации процесса творческой проектной деятельности учащихся на материалах медиа и с помощью медиа, обеспечивающего эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной, ответственной личности и ее успешной социализации не только в рамках учреждения образования, но и в открытом образовательном пространстве.

Метапредметные (ключевые) компетенции – это освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Под формированием метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования понимается педагогическая деятельность, в ходе которой педагог создает условия для формирования ценностно-смысловых, информационных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций учащихся в процессе творческой проектной деятельности на материале медиа и с помощью медиа.

Творческая проектная медиадеятельность учащихся осуществляется в рамках организации и функционирования медиацентра учреждения образования, который является не только пространством для практической реализации проектов учащихся (выпуск печатных и электронных изданий), но и образовательной площадкой, на базе которой собираются все заинтересованные, аккумулируются методические и обучающие материалы, создаются индивидуальные портфолио учащихся, портфолио проектов.

Структура деятельности медиацентра включает в себя следующие виды творческого и образовательного проектирования: выпуск печатных изданий учреждения образования, телевидения, электронных изданий, включение медиакомпонента в структуру учебных занятий, работа объединений по интересам, проведение тематических классных и информационных часов. В перспективе заложены разработка и запуск факультативных занятий, направленных на формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе творческой медиадеятельности на разных ступенях общего среднего образования.
4. Результаты реализации проекта

Реализовано более 30 проектов, основанных на творческой медиадеятельности учащихся.

Разработана и реализована система занятий по медиаграмотности для учащихся УО.

Разработана и реализована программа объединения по интересам «Мультимедийная журналистика».

Разработана методика оценки метапредметных компетенций учащихся.

В учреждении образования начало свою деятельность объединение по интересам «Школьное телевидение». https://www.youtube.com/channel/UCaLLs1LApVDWkcLYTcpV3Qg

Организованы и проведены две республиканские олимпиады по формированию метапредметных компетенций учащихся «Медиаволна».

Сайт проекта «Media_Волна» https://clck.ru/rc3fj Сайт проекта «Media_2_Волна» https://clck.ru/eoay8
5. Представление опыта реализации проекта

Средства массовой информации:

Официальный сайт учреждения образования: раздел «Инновационная и экспериментальная деятельность» / подраздел «Результаты реализации инновационного проекта» /

 Публикации

Волкова Е.И. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ, международный электронный педагогический журнал «Цифровая дидактика», 2022, №6, с.18-26. https://disk.yandex.ru/i/YggMqhls37tg_A

Волкова Е.И. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ, материалы V международной неоконференции «Баркемп ByProject 2022», с.24-32.
6. Распространение опыта реализации проекта
  • Проектный продукт, предлагаемый для использования в образовательной практике: авторы-разработчики – Волкова Е.И., наименование – «Методика организации и проведения сетевого медиапроекта для учащихся», краткая характеристика – использование творческой проектной медиадеятельности учащихся для формирования и развития метапредметных компетенций учащихся вызывают существенные положительные изменения в качестве образовательного процесса в учреждении образования, способствуют формированию конкурентноспособной личности учащегося и положительного имиджа учреждения образования, заинтересованные лица;
  • Мероприятия, предлагаемые для представления проектного продукта:
  • Вебинар, семинар-практикум по запросу заинтересованных по предлагаемой теме.

 

Уровневая методика оценки уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся

Компетенции Уровни Учащийся может
Кооперация 4.0 Оценивать, насколько хорошо класс в целом работал в группах, высказывать предложения для улучшения результатов деятельности всего класса.
  3.0

Учитывать другие мнения и предложения, даже если они противоречат собственным.

Брать на себя часть общей работы, инициативно определять для себя определенную роль в команде.

Создавать позитивную рабочую атмосферу.
  2.0

Внимательно слушать мнения и идеи, высказываемые другими участниками группы.

Выполнять функциональные обязанности определенной для себя роли.
Коммуникация 1.0 Демонстрировать умения, описанные на уровнях 2.0, 3.0 только при наличии поддержки и постоянного стимула.
  4.0 Оценивать и поддерживать уровень взаимопонимания внутри группы.
  3.0

Понимать мысль собеседника, задавать уточняющие вопросы.

Понятно объяснять свою мысль.
  2.0

Пересказать сказанное другим человеком.

Создавать тексты: отвечать на вопросы, писать эссе, самостоятельно формулировать объяснение.
  1.0 Демонстрировать умения, описанные на уровнях 2.0, 3.0 только при наличии поддержки и постоянного стимула.
Креативность 4.0 Оценивать и поддерживать уровень взаимопонимания внутри группы.
  3.0

Понимать мысль собеседника, задавать уточняющие вопросы.

Понятно объяснять свою мысль.
  2.0

Пересказать сказанное другим человеком.

Создавать тексты: отвечать на вопросы, писать эссе, самостоятельно формулировать объяснение.
  1.0 Демонстрировать умения, описанные на уровнях 2.0, 3.0 только при наличии поддержки и постоянного стимула
Критическое мышление 4.0 Оценивать оригинальность высказанных идей.
  3.0

Предлагать новые идеи и решения.

Устанавливать связи между внешне не связанными объектами.
  2.0 Применять знания в нестандартных ситуациях, решать предлагаемые задачи при отсутствии алгоритма решения.
  1.0 Демонстрировать умения, описанные на уровнях 2.0, 3.0 только при наличии поддержки и постоянного стимула.
Критическое мышление 4.0

Оценивать достоверность источников и аргументации.

  3.0

Анализировать (оценивать) высказывания и аргументы.

Аргументировать свои идеи и предложения.
  2.0

Находить ошибки в рассуждениях, контролировать точность исполнения.

Формулировать выводы, находить причинно-следственные связи.
  1.0 Демонстрировать умения, описанные на уровнях 2.0, 3.0 только при наличии поддержки и постоянного стимула.

 

Методика изучения уровня сформированности  метапредметных компетенций учащихся

«Карта самооценки компетенций»

Компетенции Содержание Результат
Компетенции блока «Я сам(а)»
Креативность Умею генерировать идеи, адекватные поставленной задаче. 56%
Могу находить оригинальные и неожиданные решения. 54%

Ищу несколько решений задачи, не зацикливаясь на одном.

32%
Умею экспериментировать и внедрять что-то новое. 67%
Самоорганизация Могу составить личный бюджет и управлять им. 21%
Умею заводить и поддерживать полезные контакты. 35%
Умею управлять своими внутренними ресурсами: отдыхать, перезаряжаться, входить в рабочее состояние. 54%

Распределяю время между рабочими и нерабочими задачами.

12%
Достижение целей Могу сформулировать, что мною движет.9 9%
Умею управлять своей мотивацией и действиями. 12%
Могу сформулировать конечный результат моей работы. 23%
Умею управлять своей мотивацией и действиями. 12%
Могу сформулировать конечный результат моей работы. 23%
Могу делать то, что должен делать, невзирая на внутреннее сопротивление. 21%
Оцениваю результаты своих действий по разным критериям. 9%
Компетенции блока «Я и мой круг общения»
Работа в команде Умею выделять задачи и подзадачи в том, что я делаю. 23%

Могу попросить коллег о помощи.

57%
Могу нарисовать схему, над чем работает сейчас каждый человек в команде. 45%
Могу помочь коллегам в их работе. 63%
Умею делегировать свои задачи. 9%
Лидерство

Могу принимать решения и брать на себя ответственность.

12%
Могу доказать коллегам, как важна их работа. 9%
Могу выступить автором идей и инициатором деятельности. 23%
Обмен информацией Могу рассказать, какими задачами занимаюсь в данный момент. 82%
Могу сформулировать, какое место занимаю в команде и в чем моя ценность. 95%
Могу сформулировать, какое место занимаю в команде и в чем моя ценность. 78%
Умею рассказывать о достигнутых результатах. 73%
Компетенции блока «Я и мир вокруг»
Коммуникация Могу выражать свои мысли с помощью различных способов коммуникации. 73%
Умею сформулировать свои мысли четко и грамотно, законченными фразами. 78%
Умею формулировать свои мысли логично и подкреплять их аргументами. 54%

Могу соблюдать правила общения, принятые в конкретном сообществе.

73%
Понимание контекста Могу включать и переключать внимание. 25%
Умею отделять эмоции от фактов. 12%
Умею учитывать точку зрения собеседника. 43%
Могу сформулировать, какую цель преследует собеседник при общении. 23%
Декодирую, какую именно информацию запрашивает у меня собеседник. 9%
Эмоции Могу назвать эмоции, которые чувствую прямо сейчас. 97%
Умею влиять на эмоции других людей. 78%

Могу сформулировать, какие эмоции испытывает мой собеседник.

67%
Инфопотоки Могу найти необходимые мне материалы в интернете, печатных изданиях, архивах. 93%
Умею проверять достоверность отдельного материала, факта, поста. 45%
Могу выбрать заслуживающий доверия информационный поток. 32%
Нахожу разные точки зрения и разные подходы к одному и тому же вопросу. 9%
Умею находить новые инструменты и технологии, упрощающие решение моих задач. 9%

 

Для составления «Карты самооценки» использована интерактивная карта «SoftSkills.

Гибкие навыки. Что это и как это развивать?», составленная Оксаной Силантьевой, Анастасией Пахоруковой, Ольгой Бердецкой (лаборатория «Силамедиа»). https://miro.com/app/board/o9J_lcbES7I=/  

свернуть