РУС БЕЛ ENG

Специальное образование

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР

Цель деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР — предупреждение или устранение проблем, приводящих к школьной дезедаптации учащихся, как следствие — создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной позитивной самореализации учащегося с ОПФР в школьной жизнедеятельности.

 

Задачи психологического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

коррекция эмоционально – волевой сферы;

 всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;

утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

рассмотрение конфликтных аспектов;

включение родителей в деятельность группы сопровождения;

повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

 

Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
  2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме.
  3. Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
  4. Систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии.
  5. Организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, педагог социальный.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

  1. Рекомендательный характер.
  2. Приоритет интересов сопровождаемого.
  3. Непрерывность сопровождения.
  4. Мультидисциплинарность.

Состав группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития:

Клезович Т.В., заместитель директора по учебной работе, председатель группы;

Вечер Т.С., классный руководитель, член группы;

Гривенева И.М., учитель-дефектолог, член группы;

Долматович Т.А., классный руководитель, член группы; 

          Дризголович А.А., заместитель директора по воспитательной работе, член группы;

Курлович Т.А., классный руководитель, член группы; 

Михновец С.А., учитель-дефектолог, член группы;

Пугина Т.Л., педагог-психолог, член группы;

Трухан Т.Г., учитель-дефектолог, член группы.

свернуть

Кодекс об образовании

РАЗДЕЛ XVI

ГЛАВА 57 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 265. Срок получения образования лицами, осваивающими содержание образовательных программ специального образования

  1. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.
  2. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, а также от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии такого лица и составляет для получения:

2.1. начального образования – от четырех до пяти лет;

2.2. общего базового образования – от девяти до десяти лет;

2.3. общего среднего образования – от одиннадцати до двенадцати лет;

2.4. общего среднего образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате – от двенадцати до тринадцати лет.

  1. Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:

3.1. на I ступени – от четырех до пяти лет;

3.2. на II ступени – пять лет;

3.3. на III ступени – два года (в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате – три года).

  1. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:

4.1. в первом отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – от десяти до двенадцати лет;

4.2. во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – десять лет.

 

ГЛАВА 59 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 273. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

1.3. у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;

1.4. на дому;

1.5. в организациях здравоохранения;

1.6. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

1.7. в учреждениях социального обслуживания.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования.
  2. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью может быть организован с использованием учебников, учебных пособий и иных учебных изданий для специальных школ и (или) учреждений общего среднего образования.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

  1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания, а при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью – в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания.

Специальные классы – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.

Порядок создания специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования.

Статья 274. Общие требования к приему (зачислению) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования

  1. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
  2. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении специального образования или его виде.

Статья 275. Получение специального образования на дому, сочетание учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования

  1. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения.
  2. Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.

В целях социализации лица с особенностями психофизического развития, получающего специальное образование на дому, учебные занятия, занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.

  1. Решение о получении специального образования на дому, организации учебных занятий, занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании его заявления, заявления законного представителя несовершеннолетнего лица, заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также заключения врачебно-консультационной комиссии.
  2. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

 

свернуть

Нормативное правовое обеспечение

Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

Скачать

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»

Скачать

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

Скачать

 

свернуть

Интегрированное обучение и воспитание

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Цель интегрированного обучения:

- способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

Задачи интегрированного обучения:

- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования; - исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений; - обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи; - создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития; - формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению; - формирование позитивно ориентированной личности; - профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

свернуть