Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:
- высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;
- высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.
При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
- организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
- проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
- осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
- осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
- координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы, в том чис.
Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
- Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
- Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.
Приказ Министра образования Республики Беларусь А.И.Иванца от 25.05.2022г. №368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию»
О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию На основании подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 года №1049, во исполнение программы патриотического воспитания населения на 2022 - 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 года №773, в целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию обучающихся, формирования у них традиционных ценностных установок, традиций чествования символов государственного суверенитета Республики Беларусь (Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Главному управлению воспитательной работы и молодежной политики (Э.В.Томильчик), Главному управлению общего среднего, дошкольного и специального образования (М.С.Киндиренко), Главному управлению профессионального образования (С.А.Касперович), руководителям главных управлений по образованию (образования) облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек в учреждениях образования при реализации образовательных программ дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионально-технического, высшего образования, в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, лагерях студенческих отрядов, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения 2 образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и праздничные дни Республики Беларусь (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики).
В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.
- Главным управлениям по образованию (образования) облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома обеспечить:
2.1. в учреждениях общего среднего образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце каждой четверти, во время проведения церемонии вручения документов об образовании;
2.2. в учреждениях среднего специального, профессиональнотехнического образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения перед началом и в конце каждой четверти (полугодия), во время проведения церемонии вручения документов об образовании;
2.3. в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце смены.
- Руководителям учреждений высшего образования исполнение Государственного гимна Республики Беларусь, поднятие (вынос) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования перед началом и в конце каждого семестра (четверти, полугодия), во время проведения церемонии вручения документов об образовании, в лагерях студенческих отрядов перед началом и в конце смены.
- Руководителям учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, при организации торжественных мероприятий обеспечить необходимое уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь.
- На официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах учреждений образования размещать информацию о вышеназванных торжественных мероприятиях.
- Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра А.В.Кадлубая, первого заместителя Министра И.А. Старовойтову.
Министр А.И.Иванец
Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»
В целях дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания обучающихся считаем целесообразным принять дополнительные меры по активизации соответствующего направления работы.
В Республике Беларусь создана система кадетского образования, в каждом регионе функционируют кадетские училища, имеющие богатый опыт в сфере военно-патриотического воспитания, подготовленные кадры, необходимую материально-техническую базу. Данные учреждения образования тесно взаимодействуют с учреждениям общего среднего образования (далее – УОСО) своих регионов.
Справочно: На базе ГУО «Могилевское областное кадетское училище имени Героя Советского Союза Евгения Николаенко» создан областной Центр патриотического воспитания, основными задачами которого являются:
- проведение организационно-методических мероприятий в рамках сложившейся системы патриотического воспитания;
- взаимодействие и координация деятельности областного Центра с учреждениями общего среднего образования Могилевской области, воинскими частями и военизированными формированиями, общественными организациями при проведении мероприятий патриотической направленности, подготовке и проведении военно-патриотических и историко-патриотических мероприятий, посвященных юбилейным и памятным событиям в истории Беларуси;
- изучение военной истории и традиций Республики Беларусь, обеспечение популяризации достижений военно-исторической науки, поднятие престижа военной службы;
- формирование начальных практических навыков по основам военной службы;
- противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения учащихся и др.
В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создания на базе кадетских училищ ресурсных центров по военно-патриотическому воспитанию и организовать их взаимодействие с УОСО региона на основе заключения договоров о сотрудничестве или разработке главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома планов работы (взаимодействия).
В настоящее время на базе УОСО во всех регионах созданы и функционируют различные ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.). Оценивая их работу, следует помнить о следующих критериях деятельности: осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования; эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования.
Анализ информации, размещенной на сайтах ресурсных центров, показывает в ряде случаев низкую методическую ценность данных ресурсов. Как правило, на сайтах размещаются положения, планы работы, перечень нормативных правовых и иных документов, отчеты (фотоотчеты) о проведении мероприятий, ссылки на иные ресурсы. Целесообразно также размещение видеоматериалов (ролики, фильмы и др.), презентаций, методических разработок (сценариев мероприятий, рекомендаций, консультаций и др.), созданных на базе соответствующих ресурсных центров, имеющих универсальный характер и доступных для скачивания. Содержательное наполнение сайта должно быть ориентировано не только на руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководители ВПВ), но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.). Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.11.2021 № 819 «Об организации работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию» регулярно осуществляется изучение организации работы руководителей ВПВ в УОСО. Анализ показывает, что в УОСО определенная часть руководителей ВПВ являются внутренними совместителями (в отдельных районах этот показатель составляет 65 %); используется практика дробления ставки на части (до 0,25 ставки). Анализ деятельности руководителей ВПВ позволяет констатировать, что соответствующие специалисты-совместители меньше мотивированы и включены в организацию внеучебной деятельности учащихся патриотической направленности (чаще ведут факультативные занятия, руководят объединениями по интересам иной направленности), реже преподают предмет «Допризывная и медицинская подготовка», чем основные работники. При трудоустройстве необходимо принимать на работу руководителя ВПВ как основного работника, недопустимо дробить ставку на части.
Хорошо зарекомендовала себя практика создания районных методических объединений руководителей ВПВ. Их деятельность ориентирована на решение конкретных профессиональных затруднений, оказание помощи менее опытным специалистам. Целесообразно обеспечить создание методических объединений руководителей ВПВ в каждом районе и поручить организационно-методическое сопровождение их деятельности конкретным специалистам (управлений (отделов) по образованию, учебно-методических кабинетов и др.).
С целью повышения эффективности военно-патриотического воспитания в УОСО целесообразно осуществить следующие меры:
- шире использовать интерактивные формы и методы работы: дискуссионные (диалоговые площадки, диспуты, дебаты, дискуссии, решение конкретных ситуаций), игровые (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, профориентационные игры, игровое проектирование, инсценирование, театрализация и др.);
- организовать проведение совместных для учащихся и их законных представителей мероприятий патриотической направленности, в том числе в шестой школьный день;
- активизировать работу по организации факультативных занятий, деятельности объединений по интересам военно-патриотического профиля;
- обеспечить регулярное обновление информации о мероприятиях военно-патриотической направленности (проведение акций и мероприятий, военно-спортивных игр, деятельности музея (музейной комнаты), объединений по интересам и др.) на стендах, официальном сайте и социальных сетях;
- регулярно рассматривать вопросы качества организации военно-патриотического воспитания, деятельности руководителя ВПВ на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по воспитательной работе и др., учитывая динамику проявлений критерия «гражданственность и патриотизм» при оценке уровня воспитанности учащихся;
- совершенствовать материально-техническую базу, оснащение учебных кабинетов для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения военно-спортивных игр и соревнований.
Информацию о результатах выполнения вышеназванных поручений необходимо включить в годовой отчет по мониторингу организации шестого школьного дня и представить до 30 мая 2022 г. в Министерство образования.